Тематический план
Общее
🏁 Цель курса:
Сформировать у обучающихся устойчивое понимание этических основ психологической практики и способность принимать профессиональные решения в сложных ситуациях с опорой на этические принципы.
🎯 Задачи курса:
-
Познакомить с основными нормами и уровнями профессиональной этики;
-
Развить способность к этическому анализу и саморефлексии;
-
Научить применять этические принципы в работе с клиентами разного возраста и статуса;
-
Способствовать развитию профессиональной идентичности психолога.
🧩 Форматы работы:
-
Видеолекции
-
Тексты и презентации
-
Практические задания (кейсы, эссе, дискуссии)
-
Онлайн-тесты и самопроверка
-
Форумы и обратная связь от преподавателя
-
Модуль 1. Профессиональная этика психолога: основания и уровни
Темы:
-
Понятия морали, этики и нравственности в контексте психологической практики
-
История формирования профессиональной этики
-
Уровни этического регулирования: правовой, моральный, нравственный
Цели:
-
Разграничивать понятия «мораль», «нравственность» и «этика»
-
Описывать исторические предпосылки профессиональной этики
-
Анализировать правовые и этические документы (например, Этический кодекс РПО)
Практика 1:
Тематическое обсуждение: «Где проходит грань между законом и моралью в практике психолога?»
Задание: Составьте сравнительную таблицу уровней регулирования (правовой, моральный, нравственный).-
Модуль 2. Этические принципы и профессиональные стандарты
Темы:
-
Этические кодексы профессиональных сообществ
-
Базовые принципы: конфиденциальность, компетентность, уважение прав клиента
-
Типичные этические дилеммы и нарушения
Цели:
-
Перечислять и объяснять ключевые принципы профессиональной этики
-
Узнавать нарушения этики в реальных ситуациях
-
Формировать навыки анализа этических кейсов
Практика 2:
Кейс-анализ: Разбор этических дилемм из практики (например, раскрытие информации без согласия клиента).
Задание: Проанализируйте ситуацию и предложите этичное решение.-
Модуль 3. Этические установки консультанта: личность и внутренняя позиция
Темы:
-
Роль ценностей и мировоззрения консультанта
-
Влияние личности психолога на консультативный процесс
-
Опасности морализаторства и советов
Цели:
-
Оценивать значимость личной зрелости консультанта
-
Распознавать риски навязывания ценностей
-
Развивать навыки саморефлексии
Практика 3:
Тренинг: Рефлексия личных ценностей и их влияния на работу
Задание: Ответьте письменно на вопросы: «Какие мои убеждения могут повлиять на взаимодействие с клиентом?»-
Модуль 4. Этические границы: двойные отношения, конфиденциальность и супервизия
Темы:
-
Концепция двойных отношений
-
Психолог и личная терапия
-
Супервизия как часть профессиональной гигиены
Цели:
-
Формировать понимание этических рисков двойных отношений
-
Обосновывать необходимость супервизии
-
Разрабатывать индивидуальные профессиональные границы
Практика 4:
Дискуссия: «Почему психологу важна личная терапия?»
Задание: Составьте индивидуальный этический кодекс на основе пройденных модулей.-
Модуль 5. Этическое консультирование детей, подростков и взрослых
Темы:
-
Этические особенности работы с детьми, подростками, родителями
-
Работа с уязвимыми категориями (пенсионеры, наркозависимые и т.п.)
-
Принципы этичного взаимодействия с клиентами разного возраста
Цели:
-
Определять особенности работы с разными категориями клиентов
-
Учитывать права и границы детей и их родителей
-
Развивать навыки эмпатичного консультирования
Практика 5:
Ролевая игра: Смоделируйте консультацию с подростком/пенсионером.
Задание: Подготовьте рекомендации по этичному консультированию одной из групп.-
Итоговые задания
- Открыто с: Saturday, 26 April 2025, 21:41Срок сдачи: Sunday, 27 April 2025, 12:27
- Закрыто c: Sunday, 27 April 2025, 21:00
- Срок сдачи: Sunday, 27 April 2025, 12:46Дать ответ на задание Получить оценку