Материалы для подготовки по теме "Теоретические основы биомедицинской этики"
Раздел 5. История медицинской этики в России.
Первые переводы на русский язык отдельных произведений Гиппократа ("Клятва", "Закон", "Афоризмы") появились в печатном виде лишь в 1840 году. Однако несколькими десятилетиями раньше Гиппократа настойчиво пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я. Мудров (1776-1831).
Представляет интерес его речь, произнесенная 15 октября 1813 года на торжественном заседании по поводу обновления медицинского факультета Московского университета после изгнания из Москвы наполеоновских войск – "Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача".
Многие положения этой работы М.Я Мудрова основываются на положениях этических работ Гиппократова сборника и перекликаются с ними.
Автор считает, что врачом может быть любой человек, но
-
обладающий способностью к изучению медицинских наук;
-
имеющий необходимые условия для учения;
-
стремящийся овладеть своей профессией.
Он отвергает мнение многих иностранных ученых (в том числе и Гиппократа) о медицинской профессии как сверхъестественном даре и призвании, вместе с этим считает, что овладение врачебным искусством связано с большими усилиями, и требует не только усердия, но и постоянного усовершенствования. Кто не в состоянии преодолевать предстоящих трудностей, обязан оставить эту профессию, так как "врач посредственный более вреден, нежели полезен".
Мудров считал, что врач обязан воспитывать в себе особые черты характера и отличаться своим поведением. Он должен быть скромным, честным, благоразумным, сдержанным и умеренным в образе жизни. Врач обязан обращать внимание и на свою внешность и одеваться чисто и опрятно, следить за своим цветом лица и быть здоровым.
"…ибо, о худощавом и вялом думают, что они ни себе, ни другим помочь не в силах".
По поводу вознаграждения он внушал своим слушателям, что истинный врач у постели больного обязан искать не личную пользу, а исцеление недуга.
Обсуждая вопросы межколлегиальных отношений врачей, М.Я.Мудров говорит, что всякий честный врач в случае профессионального затруднения обратится за помощью к товарищу-врачу, умный и благожелательный врач не будет из зависти поносить коллег.
Говоря об истории медицинской этики в России нельзя не упомянуть имя Н.И.Пирогова. В 1837 году опубликован его труд "Анналы хирургического отделения клиники императорского Дерптского университета", в котором рассматривается одна из острых проблем профессиональной этики врача - проблема врачебных ошибок. По мнению Пирогова, врачи должны извлекать максимум поучительного из своих профессиональных ошибок, обогащая как свой собственный опыт, так и совокупный опыт медицины.
"… каждый добросовестный человек должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих".
"…практические ошибки, в том числе и грубейшие надо рассматривать не как нечто постыдное и наказуемое, а как нечто неизбежное. Надо поспешить признать свои ошибки перед сотоварищами и прежде всего постичь механизм ошибок".
Наиболее видное место в истории медицинской этики в России в два последних десятилетия, несомненно принадлежит В.А.Манассеину (1841-1901). Он был учеником С.П.Боткина и в течение 20 лет возглавлял кафедру частной терапии в Петербургской медико-хирургической академии. Не только в медицинской среде, но и обществе в целом Манассеин снискал себе звание "рыцаря врачебной этики", "совести врачебного сословия". С 1880 года он издавал еженедельную газету "Врач", на страницах которой нашли отражение актуальные морально-этические проблемы врачевания и организации медицинского дела. Очень много материалов было посвящено экспериментальной деятельности врачей: недопустимости экспериментов на заключенных, на умирающих больных, на людях не давших на эксперимент добровольного согласия и т.д. Критиковалось проявление неколлегиального отношения врачей друг другу.
В.А.Манассеин считал, что врачи должны быть принципиальными противниками смертной казни и телесных наказаний, ибо их функция входит в неразрешимое противоречие с их миссией в обществе, с их профессиональной этикой.
В самом начале ХХ века в центре обсуждения врачебной этики в России стала книга В.В.Вересаева (1867-1945) "Записки врача" (1901). В ней обсуждается множество "проклятых" вопросов деятельности врача: о врачебных ошибках, о вскрытиях, об авторитете медицины, о частной практике и денежных расчетах врачей с пациентами, о клинических экспериментах и др.
Обсуждение врачебных ошибок В.В.Вересаевым касается следующих моментов: 1) врачевание часто связано с риском; даже у выдающихся врачей встречаются профессиональные ошибки;
2) особого внимания общества заслуживают возрастание вероятности профессиональных ошибок у начинающих, молодых врачей;
3) прогресс медицинской науки неизбежно связан с повышенным риском, успехи медицины в известном смысле зиждутся на врачебных ошибках;
4) ошибки врачей – одна из важнейших причин падения доверия населения к медицине.
Новый режим, открывший советский период отечественной истории после Октябрьской революции 1917 г.. , существенно по-новому определил социальную роль врача и предпринимались попытки пересмотра многих этических положений его деятельности. Острые дискуссии развернулись вокруг проблемы медицинской тайны. Нарком здравоохранения Н.А.Семашко провозгласил "твердый курс на уничтожение врачебной тайны", которая понималась как пережиток буржуазной медицины. Обосновывалась эта позиция тем, что единственный смысл сохранения врачебной тайны – уберечь пациента от негативного отношения к нему со стороны окружающих. В коллективном сообществе болезнь считается не позором, а несчастьем и справляться с этим несчастьем нужно всем коллективом. Поэтому и сама необходимость во врачебной тайне отпадает.
Сам Н.А.Семашко в1945 году будучи уже не наркомом, а врачом стал выступать в защиту врачебной тайны, но его прежние высказывания еще долго оставались влиятельными и только в 1970 г. требование соблюдения врачебной тайны было закреплено законом и впоследствии нашло отражение в клятве врача Советского Союза и клятве российского врача.
Вообще медицинская этика понималась как обоснование и утверждение корпоративно-сословной морали, чуждой классовым интересам пролетариата. В системе медицинского образования не было курса медицинской этики. Более того, после революции было упразднено принятие врачами "Факультетского обещания". Гуманитарная подготовка студентов сводилась в основном к изучению курса марксизма-ленинизма.
В 1939 году прославленный хирург-онколог Н.Н.Петров (1876-1964) публикует в журнале "Вестник хирургии" статью "Вопросы хирургической деонтологии", а в 1945 г. небольшую книгу с таким же названием. Таким образом, Н.Н.Петров считается основоположником медицинской деонтологии в России, так как он впервые показал, что в каждой медицинской специальности существуют определенные правила поведения медицинского работника. Эти публикации можно считать первыми шагами в реабилитации медицинской этики. Широкое же обсуждение проблем деонтологии началось в середине 60—х годов, в обстановке некоторой демократизации режима, когда стали появляться написанные на эту тему работы многих врачей и философов.
Заметную роль сыграло проведение в 1969 году в Москве первой всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии. А вскоре после нее, в 1971 г. был утвержден текст "Присяги врача Советского Союза".
С 1993 года выпускники медицинских вузов России дают "Клятву Российского врача"