МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ МОДУЛЯ
Рекомендации по работе с лекционным материалом
Лекция является ведущим звеном учебного процесса, от которого зависит
направление последующей деятельности студентов. В лекции с использованием
мультимедийных презентаций (или других технических средств) раскрываются
наиболее сложные теоретические и практические вопросы учебного материала. При
этом следует иметь в виду, что лекция, как и учебник, выполняет функцию
введения студента в тему: она дает понимание проблемы, ориентирует в основных
понятиях и концепциях, а также в литературе по данной теме. Однако глубокое
понимание темы невозможно без ее дальнейшей самостоятельной проработки. Важнейшее
правило конспектирования лекции – каждая информация (текст) имеет три составляющих: основную, комментирующую, дополняющую (иллюстративную). Для успешного
выполнения заданий текущего и итогового контроля рекомендуется вести конспект лекционного материала, но при этом не нужно стремиться записать лекцию «слово в слово», т.к. это снижает
эффективность восприятия. Необходимо учиться определять уровень важности материала, излагаемого
в лекции, что позволит уменьшить
текст на 50–75 %. При этом следует иметь в виду, что лекция,
как и учебник,
выполняет функцию введения студента в тему: она дает понимание проблемы, ориентирует в основных
понятиях и концепциях, а также в литературе по данной теме. Однако глубокое понимание темы невозможно без ее дальнейшей самостоятельной проработки. Поэтому
изучение любой
темы предполагает, что студент, готовясь к семинарскому занятию, не только перечитывает лекцию, но также внимательно читает и конспектирует рекомендованную литературу
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Недостающие знания студент получает в процессе самостоятельной работы отвечая на контрольные вопросы к занятию. К каждому вопросу сформирована рекомендуемая литература с указанием конкретных источников и страниц в них, где можно найти ответы на вопросы. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных понятий, положений и выводов, объяснение явлений и фактов, подумать над примерами практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала. Для лучшего понимания и усвоения материала отдельные занятия на образовательном портале содержат дополнительные презентации, ссылки на ресурсы интернета, прикрепленные документы, фото-и видеоматериалы. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале практического занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты.
Практическое занятие по гистологии складывается из следующих этапов: а) предварительное самостоятельное изучение студентом соответствующего раздела по учебнику и лекциям в соответствии с тематическим планом; б) проверка усвоения материала преподавателем (с помощью устного опроса, беседы, дискуссии, теста и т.д.); в) изучение гистологических микропрепаратов с использованием таблиц, схем, методических пособий, учебников при консультативной помощи преподавателя; г) детальная зарисовка микропрепаратов в цвете и с обозначением всех структур. Требования к созданию зарисовок гистологического препарата. Зарисовка гистологического препарата – важный элемент усвоения практического материала дисциплины. В ходе зарисовки студент последовательно фиксирует на бумаге сначала основные, затем более мелкие структуры, подписывает их, вникая, таким образом, в гистологическое строение изучаемого объектаРекомендации по самостоятельной работе студентов
Следует не ограничиваться использованием только лекций или учебника и использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка (особенно научно-популярные издания, в которых многие вопросы рассматриваются в более удобной для понимания форме) основное внимание уделять усвоению определений базовых понятий и категорий, а также содержания основные проблем не просто заучивать и запоминать информацию, но понимать ее – понимание существенно экономит время и усилия, и позволяет продуктивно использовать полученные знания при подготовке к практическим занятиям, в устных ответах, докладах и письменных работах выделять необходимую и достаточную информацию – изложить подробно и объемно не означает изложить по существу для лучшего освоения материала по дисциплине, необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией
Подготовка к промежуточной аттестации
Изучение модуля заканчивается промежуточной аттестацией (экзаменом), которая включает в себя решение комплексной ситуационной задачи, содержащей материалы различных составляющих модуля. В ходе поиска решения проводится собеседование, которое выявляет степень подготовленности студента. Проводится диагностика гистологических препаратов и их описание. При подготовке следует просмотреть весь материал по сдаваемому модулю, отметить для себя трудные вопросы, обязательно в них разобраться
Рекомендации к выполнению сообщения (доклада)
Доклад, сообщение – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.
Задача сообщения (устного доклада) – представить дополнительную или уточняющую информацию, новые научные данные по тому или иному вопросу темы дисциплины. Преподаватель назначает тему заранее, указывает цель сообщения и оказывает консультативную помощь. При подготовке сообщения студент должен: правильно подобрать литературу, web-ресурсы по теме, отобрать, изучить и проанализировать материал, составить план сообщения; выделить основные и второстепенные моменты, обозначить актуальность и новизну представляемой информации, сделать выводы. Сообщение может быть проиллюстрировано схемами, диаграммами, микрофотографиями и т.п. Сообщение докладывается на занятии (5 мин) в установленные сроки, оформляется в письменном виде и сдаётся преподавателю. Критерии оценки доклада: соблюдение регламента (5–7 мин.) раскрытие темы доклада; свободное владение содержанием; полнота собранного теоретического материала; презентация доклада (использование доски, схем, таблиц и др.); умение соблюдать заданную форму изложения, речь; краткий вывод по рассмотренному вопросу; ответы на вопросы слушателей; качественное содержание и подбор демонстрационного материала; оформление доклада в виде тезисов.Рекомендации по работе на образовательном портале
Войдя в Дистанционный курс, студент прежде всего должен ознакомиться с рекомендуемым информационным обеспечением модуля, чтобы понять, какие учебно-методические материалы и web-ресурсы могут быть полезны при освоении модуля. Материал модуля рубрицирован согласно рабочей программе. По каждой теме студент имеет возможность изучить лекционные материалы и материалы практических занятий, выполнить тесты, решить ситуационные задачи, ответить на контрольные вопросы, выполнить задание от преподавателя, увидеть свои оценки. Через чат или форум студент может пообщаться с одногруппниками, задать вопросы преподавателю, участвовать в в совместных дискуссиях
Рекомендации по подготовке презентации
Презентация разрабатывается студентом самостоятельно и/или с консультацией преподавателя по заранее выбранной теме и сопровождается устным докладом. Во время доклада студент имеет возможность произвольно регулировать темп изложения материала, частоту смены слайдов, а также комментировать и дополнять в устной и/или письменной форме сведения, представленные на слайдах. Последовательность выполнения презентации: сформулировать цель презентации, довести до слушателя актуальность темы; подобрать источники и проанализировать информацию, выявить основные позиции и составить план изложения материала; определить главные моменты в теме для их представления и иллюстрирования в презентации, выстроить логическую последовательность слайдов соответственно плану; подобрать дизайн и форматировать слайды (количество рисунков и текста, их расположение, цвет и размер); подготовить устный сопровождающий доклад для представления презентации на практическом занятии