урок 6
Урок 6
Звуки: [ ᾶ ] и [õ]Правила чтения: сочетания an, am, en, em, on, om. Грамматика: Неопределенно-личное местоимение on. Спряжение глаголов I и III групп. Вопрос к обстоятельству времени и образа действия. Вопрос к определению и дополнению.Буквенные обозначения [ ᾶ ]
an на конце слова: an m [ᾶ] год
an, en перед произносимым и непроизносимым согласным: santé f [sᾶte] здоровье; dent f [dᾶ] зуб
am, em перед p, b: camphre m [kᾶfr] камфора; temps m [tᾶ] время, погода
Сочетания an, en, am, em перед гласным теряют носовой характер: annee f [a'ne] год; mener vt [mə'ne] вести; ami m [ami] друг
Прочтайте следующие слова со звуком [ᾶ]:
Буквенные обозначения [õ]
on на конце слова и перед произносимым и непроизносимым: mon [mõ] мой; ton [tõ] твой; non [nõ] нет.
om перед p, b и на конце слов: plomber [plõ :'be] пломбировать; nom m
[nõ] имя.
Сочетания on, om перед гласной теряют носовой характер: thermometre m [termɔ'metr] термометр; telephone m [telefɔn] телефон.
um в слове lumbago m [lõba'go] люмбаго и других научных терминах.
Прочитайте следующие слова:
Прочитайте следующие словосочетания, делая liaison:
П р а в и л а ч т е н и я
Суффикс –tion- читается как [sjõ], за исключением тех случаев, когда ему предшествует буква s.
Например: composition f [kõpozisjõ] состав; réanimation f [reanimasjõ] реанимация; évolution f [evɔlysjõ] эволюция;
но: question f [kɛstiõ] вопрос; digestion f [diӡɛstjõ] пищеварение.
Примечание: существительные с суффиксом -tion- всегда женского рода.
Mots et expressions du texte “Mon ami est malade”
avec prép с, со médical, -e adj медицинский, -ая
parents m, pl родители, être fini заканчиваться
родственники élevé, - e adj повышенный, -ая
en ce moment в настоящее il a des frissons у него озноб
время il a mal à la gorge у него болит горло
il se sent он чувствует себя appeler vt вызывать, звать, называть
ambulance f машина скорой prendre sa température измерять
помощи температуру
après prep после, спустя prescrire le traitement предписать лечение
onze одиннадцать Bonne chance! Всего доброго! Удачи!
arriver vi прибывать rédiger une ordonnance выписать рецепт
bonjour! здравствуйте! examiner vt осмотреть
Mon ami, Henri Laurent, est étudiant. Il habite Lyon avec ses parents, madame et monsieur Laurent. En ce moment Henri se sent mal: il a des frissons, il a mal à la tête et à la gorge. Il prend sa température. Sa température est très élevée. Sa mère, Armande, appelle une ambulance. Onze minutes après, l’ambulance arrive. Le docteur entre et dit: “Bonjour, madame et messieurs!” Il examine le malade. “Ce cas n’est pas difficile. C’est une angine.” L’examen médical (auscultation, palpation) est fini. Le docteur prescrit le traitement. Il rédige une ordonnance et dit: “Bonne chance!”
Комментарий
Если именная часть составного сказуемого обозначает профессию или род занятий, то артикль перед существительным опускается. Например: Il est étudiant. - Он студент.
Грамматика
1. Неопределенно-личное местоимение “on”
Неопределенно-личному обороту русского языка типа говорят, исследуют и т.д. во французском соответствует конструкция с неопределенно-личным местоимением on и глаголом в 3-м лице единственного числа.
Например: on examine une malade - осматривают больную, on на русский язык не переводится.
2. Спряжение глаголов
По типу спряжения французские глаголы делятся на три группы. Тип спряжения определяется: а) по окончанию инфинитива; б) по личным окончаниям глагола в единственном числе настоящего времени изъявительного наклонения; в) по изменяемости или неизменяемости основы.
2.1. Спряжение глаголов 1 группы
Все глаголы 1 группы ( окончание -er в инфинитиве) имеют единую систему спряжения.
Présent (настоящее время) образуется от основы инфинитива путем прибавления окончаний:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1-е 2-е 3-е |
-e -es -e |
-ons -ez -ent |
examiner - обследовать, осматривать
J’examine une malade Nous examinons une malade
Tu examines une malade Vous examinez une malade
Il examine une malade Ils examinent une malade
Elle examine une malade Elles examinent une malade
Глаголы III группы не имеют единой системы спряжения. Основы их меняются при спряжении. Глаголы этой группы имеют следующие окончания:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1-е 2-е 3-е |
-s -s -s |
-ons -ez (es) -ent |
Avoir - иметь
J’ai mal à la tête Nous avons mal à la tête
Tu as mal à la tête Vous avez mal à la tête
Il a mal à la tête Ils ont mal à la tête
Elle a mal à la tête Elles ont mal à la tête
Etre - быть
Je suis étudiant Nous sommes étudiants
Tu es étudiant Vous êtes étudiants
Il est étudiant Ils sont étudiants
Elle est étudiante Elles sont étudiantes
Faire - делать
Je fais une opération Nous faisons une opération
Tu fais une opération Vous faites une opération
Il (Elle) fait une opération Ils (Elles) font une opération
Dire - сказать
Je dis merci Nous disons merci
Tu dis merci Vous dites merci
Il (Elle) dit merci Ils (Elles) disent merci
Примечание: во французском языке только три глагола être, faire, dire имеют во II лице множественного числа настоящего времени окончание -es: vous êtes, vous faites, vous dites
Je prends la température Nous prenons la température
Tu prends la température Vous prenez la température
Il (Elle) prend la température Ils (Elles) prennent la température
Prescrire - предписать, прописать
Je prescris des médicaments Nous prescrivons des médicaments
Tu prescris des médicaments Vous prescrivez des médicaments
Il (Elle) prescrit des médicaments Ils (Elles) prescrivent des médicaments
Aller - 1) идти, ехать 2) чувствовать себя
Je vais Nous allons
Tu vas Vous allez
Il (Elle) va Ils (Elles) vont
3. Образование вопросительных предложений
Вопрос к обстоятельству времени
Quand? - Когда?
Вопрос к обстоятельству времени ставится с помощью
вопросительного наречия Quand? Когда?
Например: J’arrive à 8 heures. - Я приезжаю в 8 часов.
Quand arrivez-vous? - Когда вы приезжаете?
Pierre quand arrive-t-il? - Когда приезжает Пьер.
Вопрос к обстоятельству образа действия
Вопрос к обстоятельству образа действия ставится с помощью вопросительного наречия Comment? - Как? Каким образом?
Например: Il se sent mal. Comment se sent-il ?
Он чувствует себя плохо. Как он себя чувствует?
Pierre se sent mal. Comment Pierre se sent- il ?
Пьер чувствует себя плохо. Как чувствует себя Пьер?
выраженного именем прилагательным, ставится с помощью вопросительного наречия comment? каков?
Например: L’hôpital est moderne, il n’est pas vieux. Больница современная, она не старая.
L’hôpital comment est-il? Какова больница?
Например: C’est l’hôpital numéro 12. Quel est le numéro de cet hôpital? - Это больница № 12. Какой номер этой больницы?
Вопрос к прямому дополнению ставится с помощью вопросительного местоимения que (обратный порядок слов) или qu’est-ce que (прямой порядок слов).
Например: Je dis: “Merci”. - Я говорю: “Спасибо ”.
Que dites-vous? - Что вы говорите?
Qu’est-ce que vous dites ?