Тематический план
Общее
Цель : ознакомление студентов с работой медицинских организаций, освоение практических основ для последующего изучения мануальных практических навыков по общему уходу за больными.
Задачи – формирование у обучающихся практических профессиональных умений в области:
1. принципов организации работы медицинских организаций, устройство и оборудование различных отделений стационаров и амбулаторно-поликлинических организаций;
2. проведения санитарной обработки больного при поступлении в стационар и в период пребывания в нем;
3. анализа медико-статистической информации и интерпретации результатов состояния здоровья пациента (населения).
Вы будете проходить практику на базе медицинских организаций, поэтому ознакомьтесь с требованиями, предъявляемыми к внешнему виду: чистый белый халат, выглаженный, имеющий достаточную длину, чтобы закрывать одежду учащегося (не выше нижней трети бедра с длинными рукавами), медицинская шапочка, сменная обувь, бейдж, аккуратные коротко-постриженные ногти без лака.
Методические рекомендации, представленные ниже - носят рекомендательный характер (можете ознакомиться с их содержанием), обязательным для исполнения являются требования СанПиНа 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №4, глава "Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи"
Уважаемые студенты! Вы можете просмотреть рабочую программу, в которой отражены компетенции, которые необходимо освоить, содержание и количество часов, отведенных на практику "Ознакомительная"
Пройдите анкетирования после того, как вы пройдете данную практику и получите зачет - это необходимо для соверенствования работы
Раздел 1. Теоретическая база.
Прочитайте приказ Министерства труда № 928н от 18 декабря 2020 г. "Об утверждении Правил по охране труда в медицинских организациях"
Тема 1.1. Знакомство со структурой МО. Техника безопасности. Правила и порядок оформления учётно-отчетной, статистической и контролирующей документации в медицинской организации.
1. Знакомство со структурой медицинской организации (МО), на базе которой осуществляется прохождение практики:
1.1. На основании материалов, представленных на официальном сайте медицинской организации, изучите информацию: посмотрите ее полное название, ведомственную принадлежность, место расположение, режим и график работы, услуги, которые предоставляет данная МО, структура МО (руководитель - главный врач, заместители); вакантные должности; правила внутреннего распорядка; контактные телефоны; график приема граждан руководителем медицинской организации и иными уполномоченными лицам и т.д. Опишите основные отделения и службы медицинской организации (например, поликлиники или больницы).
1.2. Визуализируйте структуру МО в виде блок-схемы, обозначив ключевые отделения, подразделения и их взаимосвязь.
1.3. Подготовьте краткое описание функций 3-х выбранных отделений/служб МО.
2. Техника безопасности:
2.1. Изучите основные правила техники безопасности при работе в медицинских организациях, в том числе при работе с медицинским оборудованием и материалами.
2.2. Попробуйте составить памятку по технике безопасности для медицинского персонала, включив основные правила и действия в случае возникновения аварийных ситуаций.
3. Правила и порядок оформления учетно-отчетной, статистической и контролирующей документации:
3.1. Возьмите бланк одного из следующих медицинских документов:
· учетную форму №001/у "Журнал учета приема пациентов и отказов в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, в условиях дневного стационара";
· учетную форму №003/у "Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара";
· учетную форму № 066/у "Статистическая карта выбывшего из медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара"
3.2. Оцените, какие ошибки могут возникнуть при заполнении этих документов и предложите способы их предотвращения.
3.3. Исследуйте порядок передачи статистической отчетности из отделения, в котором вы проходите практику в административные структуры медицинской организации.
Изучите основные определения, представленные в Федеральном законе №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/, Решите кроссворд, вписав слова вместо троеточий (начинайте с квадрата, в котором стоит цифра):
1) … - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;
2) … - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;
3) … - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;
4) … - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;
5) Медицинское ... выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность;
6) … - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;
7) … - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;
8) … - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;
9) … заболевания или состояния - критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;
10) … медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Изучите статьи Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/, зафиксировав в дневниках основные положения следующих статей:
Статья 4. Основные принципы охраны здоровья
Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи
Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Статья 18. Право на охрану здоровья
Статья 19. Право на медицинскую помощь
Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства
Статья 21. Выбор врача и медицинской организации
Статья 22. Информация о состоянии здоровья
Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство?
2. Кто является законным представителем пациента?
3. Кому и каким образом можно ознакомиться с медицинской документацией, получить копию медицинской документации (амбулаторной карты)?
Тема 1.2. Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и значение.
Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических и лечебных мероприятий,
направленных на обеспечение максимального физического и психического комфорта пациентов и
медперсонала.
Он включает следующие элементы:
1) обеспечение режима эмоциональной безопасности для пациента;
2) строгое соблюдение правил внутрибольничного распорядка и выполнения манипуляций;
3) обеспечение режима рациональной двигательной активности:
− обеспечение режима двигательной активности пациента по назначению врача;
− соблюдение правил биомеханики для безопасного передвижения пациента и медперсонала.
Лечебно-охранительный режим предусматривает создание благоприятных
условий для эффективного лечения, нравственного и психического покоя,
уверенности пациента в быстрейшем и полном выздоровленииОбратите внимание на то, что при поступлении в стационар:
1) Во время первичного сестринского осмотра медицинская сестра/брат проводит оценку риска падения у взрослых по шкале Морзе как часть первичного сестринского осмотра (кроме лежачих неподвижных пациентов);
2) Медицинская сестра/брат проводит оценку риска падения детям от 0 до 18 лет по шкале Хамти-Дамти как часть первичного сестринского осмотра (кроме лежачих неподвижных пациентов);
На основании первичной оценки медицинская сестра/брат определяет степень риска падения (по баллампациенты оцениваются на риск падения по шкале Морзе (кроме детей до года и лежачих неподвижных пациентов – к ним оценка не применима)Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности .Зоны ответственности главной медсестры.
В данном файле вы найдете общие правила для медицинских организаций по профилактике падений, а также:
шкала Морзе (Приложение 1)
шкала Хамти-Дамти (Приложение 2)
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11