Тематический план
Цель и задачи дисциплины
Цель освоения дисциплины: подготовка специалиста в области общественного здоровья к самостоятельной профессиональной деятельности и выполнения трудовых функций в полном объёме в соответствии с требованиями профессионального стандарта
Задачи освоения дисциплины:
1. приобретение новых теоретических знаний, освоение новых методик и изучения передового практического опыта по вопросам диагностической, лечебной, реабилитационной, профилактической и паллиативной деятельности в области общественного здоровья
2. усвоение и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих реализацию новых профессиональных компетенций по вопросам диагностической, лечебной, профилактической, паллиативной, психолого-педагогической, организационной, управленческой деятельности, необходимых для выполнения решения профессиональных задач в условиях медицинских организациях, относящихся к компетенции специалиста общественного здоровья.
Лекция 1. Структура, задачи и функции медицинских организаций, оказывающих профилактическую помощь населению.
Структура, задачи и функции медицинских организаций, оказывающих профилактическую помощь населению.
Изучите представленную демонстрацию лекционного материала - выполните задания, представленные ниже, решите кроссворд
Решив кроссворд вставьте пропущенные слова в текст - Вы получите определения, которые необходимо запомнить.
На последней странице представлены разгадки - проверьте все ли Вы верно вписали.
Постарайтесть наиболее полно сформулировать определения, после этого впишите в квадраты пропущенные виды или условия оказания медицинской помощи.
Задача 1.
На профилактическом осмотре пациентке было выявлено повышенное артериальное давление и поставлен диагноз «сахарный диабет». Все попытки лечения артериальной гипертензии оказались безуспешными и пациентке был выставлен диагноз: «артериальная гипертензия, резистентная к медикаментозной терапии». Пациентка была поставлена на диспансерное наблюдение к врачу-кардиологу, у которого наблюдается по сегодняшний день, посещая его 2 раза в год (по смс-приглашению).
Вопрос: правильно ли организовано диспансерное наблюдение в данной медицинской организации?
Задача 2.
Предложите профилактические мероприятия (гигиеническое обучение и воспитание) населения по формированию здорового образа жизни (способствующего сохранению и укреплению здоровья). Примерный ответ: Цель данной программы - повысить приверженность детей к ЗОЖ. Основные задачи: 1. Дать актуальную информацию о гигиене в доступной форме. 2. Обучить гигиеническим навыкам. 3. Способствовать формированию стиля жизни детей, направленного на сохранение и укрепление здоровья (привлечение педагогов и родителей).
Лекция 2. Нормативно-правовое обеспечение работы медицинских организаций различных видов собственности, оказывающих профилактическую помощь населению и функциональные обязанности сотрудников, работающих в этих учреждениях.
Нормативно-правовое обеспечение работы медицинских организаций различных видов собственности, оказывающих профилактическую помощь населению и функциональные обязанности сотрудников, работающих в этих учреждениях.
Задача 1.
В прививочном кабинете температура на верхней полке холодильника – 2оС, там же хранятся 5 упаковок полиомиелитной вакцины, 3 упаковки коревой вакцины и 3 упаковки вакцины АКДС, электронный термометр и термоиндикатор. На средней полке холодильника уложены 4 упаковки вакцины БЦЖ и 3 упаковки паротитной вакцины. Упаковки с вакцинами лежат на расстоянии 3–4 см друг от друга. На нижней полке лежат упаковки препаратов для лечения анафилактического шока – адреналин, димедрол, преднизолон, электронный термометр и электронный термоиндикатор. Регулятор термостата находится на режиме максимального холода.
Вопросы: 1. Соответствует ли установленным требованиям температурный режим на верхней полке холодильника? 2. Правильно ли размещены вакцины на полках холодильника? 3. Имеются ли какие-либо другие нарушения правил использования холодильника для хранения вакцин в прививочном кабинете? 4. Могут ли выявленные нарушения повлечь за собой какие-либо серьезные последствия? Если «да», то какие? 5. Что нужно сделать для устранения и/или предупреждения выявленных нарушений?
Лекция 3. Организация работы по профилактике инфекционных заболеваний в медицинских организациях – проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, включая введение ограничительных мероприятий (карантин).
Организация работы по профилактике инфекционных заболеваний в медицинских организациях – проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, включая введение ограничительных мероприятий (карантин).
Лекция 4. Организация работы по проведению скрининг-обследований, медицинских профилактических осмотров и диспансеризации населения.
Организация работы по проведению скрининг-обследований, медицинских профилактических осмотров и диспансеризации населения.
Задача 1.
После перенесенного инфаркта миокарда пациент был поставлен на диспансерный учёт и наблюдался первые 12 месяцев врачом-кардиологом, а затем врачом-терапевтом в соответствии с клиническими рекомендациями. Мужчина приходил на прием по приглашению медицинской сестры 3 раз в год в течении 10 лет пока не переехал на новое место жительства.
Вопрос: правильно ли организовано диспансерное наблюдение в данной медицинской организации?
Задача 2.
При профилактическом осмотре у мужчины 35 лет было выявлено повышенное артериальное давление. При наблюдении за пациентом в течении полугода артериальная гипертензия не поддавалась коррекции – диагноз был уточнен: «артериальная гипертензия, резистентная к медикаментозной терапии. Пациент был поставлен на диспансерное наблюдение к врачу-кардиологу, у которого наблюдается по сегодняшний день, посещая его 2 раза в год (по смс-приглашению).
Вопрос: правильно ли организовано диспансерное наблюдение в данной медицинской организации?
Задача 3.
Мужчина Р., 40 лет строитель, лечившийся по поводу язвы двенадцатиперстной кишки, был выписан из стационара и поставлен под диспансерное наблюдение участкового врача-терапевта, которого посещал 1 раз в год. Так как в течении 5 лет обострения и ухудшения состояния не наблюдалось, мужчина был снят с Д-учёта.
Вопрос: правильно ли организовано диспансерное наблюдение в данной медицинской организации?
Лекция 5. Диспансерное наблюдение как основа вторичной профилактики.
Диспансерное наблюдение как основа вторичной профилактики.
1. Вопрос: Дайте определение понятия «Диспансерное наблюдение».
2. Вопрос: Кто подлежит диспансерному наблюдению?
3. Вопрос: Сроки установления диспансерного наблюдения в медицинской организации?
4. Вопрос: Кто является ответственным лицом в медицинской организации, отвечающим за организацию диспансерного наблюдения.
5. Вопрос: Какой охват лиц с хроническими неинфекционными заболеваниями должен быть обеспечен при организации диспансерного наблюдения в медицинской организации.
6. Вопрос: Какой охват лиц с высоким и очень высоким сердечно-сосудистым риском должен быть обеспечен при организации диспансерного наблюдения в медицинской организации.
7. Вопрос: Перечислите медицинских работников, которые могут осуществлять диспансерное наблюдение в медицинской организации.
8. Вопрос: В какую учетную форму вносятся сведения о диспансерном наблюдении?
9. Вопрос: Перечислите факторы риска в общей смертности от онкологических заболеваний в России.
10. Вопрос: Перечислите факторы риска при заболеваниях эндокринной системы в России.
11. Вопрос: Перечислите факторы риска при заболеваниях органов дыхания в России.
12. Вопрос: Дайте определение понятия «Диспансерное наблюдение».
13. Вопрос: Кто подлежит диспансерному наблюдению?
14. Вопрос: Сроки установления диспансерного наблюдения в медицинской организации?
15. Вопрос: Кто является ответственным лицом в медицинской организации, отвечающим за организацию диспансерного наблюдения.
16. Вопрос: Какой охват лиц с хроническими неинфекционными заболеваниями должен быть обеспечен при организации диспансерного наблюдения в медицинской организации.
17. Вопрос: Какой охват лиц с высоким и очень высоким сердечно-сосудистым риском должен быть обеспечен при организации диспансерного наблюдения в медицинской организации.
18. Вопрос: Перечислите медицинских работников, которые могут осуществлять диспансерное наблюдение в медицинской организации.
19. Вопрос: В какую учетную форму вносятся сведения о диспансерном наблюдении?
20. Вопрос: Определите план действии участкового врача по первичной профилактике, если при профилактическом осмотре у мужчины 35 лет было выявлено повышенное артериальное давление. Из анамнеза стало известно, что его отец перенес инсульт.
Лекция 6. Вопросы организации взаимодействия учреждений, подведомственных министерству здравоохранения с представителями других министерств и ведомств при проведении профилактической работы.
Вопросы организации взаимодействия учреждений, подведомственных министерству здравоохранения с представителями других министерств и ведомств при проведении профилактической работы.
Лекция 7. Нормативно-правовое обеспечение работы организаций различных видов собственности, оказывающих реабилитационную помощь населению. Структура, задачи и функции медицинских организаций, оказывающих паллиативную помощь населению.
Нормативно-правовое обеспечение работы организаций различных видов собственности, оказывающих реабилитационную помощь населению. Структура, задачи и функции медицинских организаций, оказывающих паллиативную помощь населению.
Вопрос 1. В каком случае применяется паллиативная медицинская помощь?
Вопрос 2. В стационарных условиях ПМП оказывается во всех медицинских организациях, кроме:
Вопрос 4. Где может оказываться паллиативная медицинская помощь?
Вопрос 5. Пациент, 77 лет, ИБС: стенокардия напряжения 3 ФК, перенес острый инфаркт миокарда в 2002 г., сердечная недостаточность IV ФК по NYHA (полная или частичная потеря работоспособности, симптомы сердечной недостаточности и боль в груди проявляются даже во время отдыха), за прошлый год трижды госпитализирован. Нуждается ли такой пациент, в оказании паллиативной помощи?
Вопрос 6. Как может классифицироваться паллиативная медицинская помощь?
Вопрос 7. Как определяет ВОЗ паллиативную медицинскую помощь?
Вопрос 8. Какие специалисты оказывают паллиативную медицинскую помощь больным со злокачественными новообразованиями в амбулаторных условиях?
Вопрос 9. Какие специалисты оказывают паллиативную медицинскую помощь больным со злокачественными новообразованиями в стационарных условиях?
Вопрос 10. Какие условия должны быть соблюдены для оказания качественной паллиативной помощи?
Вопрос 11. Какими навыками общения должен обладать специалист, оказывающий паллиативную помощь?
Вопрос 12. Какому контингенту больных требуется паллиативная медицинская помощь?
Вопрос 13. Кто входит в команду специализированной паллиативной помощи?
Вопрос 14. Кто может оказывать паллиативную медицинскую помощь?
Вопрос 15. Объектом оказания паллиативной помощи является:
Вопрос 16. Паллиативная медицинская помощь может оказываться во всех случаях, кроме:
Вопрос 17. Паллиативная медицинская помощь обеспечивает:
Вопрос 18. Пациенты, страдающие какими заболеваниями, превалируют среди нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи?
Вопрос 19. Перечислите задачи паллиативной помощи:
Вопрос 20. Показаниями к госпитализации в отделение паллиативной помощи являются:
Вопрос 22. Помощь «выходного дня» - это:
Вопрос 23. Помощь «выходного дня» может оказываться:
Вопрос 24. Сколько выделяют уровней оказания паллиативной медицинской помощи?
Вопрос 25. Что такое хоспис?
Лекция 8. Принципы, виды и методы работы при оказании реабилитационной помощи в медицинских организациях.
Принципы, виды и методы работы при оказании реабилитационной помощи в медицинских организациях.
Лекция 9. Функциональные обязанности сотрудников, работающих в медицинских учреждениях, оказывающих реабилитационную помощь населению
Функциональные обязанности сотрудников, работающих в медицинских учреждениях, оказывающих реабилитационную помощь населению
Лекция 10. Порядок оказания профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Порядок оказания профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Вам предлагается перечень теоретических вопросов, ситуационных задач и тестовых заданий для подготовки к экзамену.