Задания и вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля студентов по теме 1
Изучить материал темы в учебниках:
1) Экономика. Для студентов неэкономических специальностей [Электронный ресурс] / Е.Г. Ефимова. – М.: ФЛИНТА, 2018. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785893495928.html
2) Булатов А.С. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – 4-е изд. – М.: Экономистъ, 2008. – 831 с.
3) Бережной В.И. Экономика: учебник и практикум [Электронный ресурс] / В.И. Бережной, Т.Г. Марцева, О.В. Бережная и др. – М.: Дашков и К, 2022. –https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394047213.html
По вопросу 6 темы изучить нормативно-правовые документы:
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 1225.
Об информации, информационных технологиях и о защите информации: ФЗ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ. Cт. 2, 3, 5.
О персональных данных: ФЗ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ. Ст. 3, 4, 5, 6.
Изучить материал темы по лекционному материалу, схемам, таблицам.
Выучить определения основных понятий и категорий по теме.
Самостоятельно ответить на вопросы и выполнить следующие задания:
Зачем нужна экономическая наука обществу?
Каково место экономической теории среди других наук об обществе? Есть ли взаимосвязь, взаимодействие, взаимовлияние между ними?
Назовите и раскройте четыре основных вопроса экономической науки.
Какие методы познания экономических явлений и процессов использует экономическая наука?
Установите соответствие между отдельными методами экономических исследований и их содержанием: 1) анализ; 2) синтез; 3) индукция; 4) дедукция. Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания: а) отвлечение в процессе исследования экономического явления от несущественного, неглавного; б) познание экономического явления, предполагающее делать выводы при переходе от общих фактов к частным; в) познание экономического явления, предполагающее делать выводы на основе перехода от частных фактов к общим; г) соединение отдельных частей экономического явления в процессе его познания в единое целое; д) познание экономического явления на основе разделения его на отдельные составные части и изучение каждой из частей.
Назовите основные экономические проблемы, стоящие перед любым обществом. Каковы взаимосвязи между ними?
Назовите круг проблем микро- и макроэкономики.
Назовите имена наиболее известных российских ученых-экономистов начала XX века и современности, их вклад в развитие мировой теоретической экономики.
Как называется экономико-математический метод, сформулированный Л.В. Канторовичем?
Назовите несколько лауреатов премии «В память Нобеля» по экономике за 3 последних года. Чем они прославились?
Какие элементы присущи экономической системе?
Как разные экономические системы решают основные проблемы экономики?
Какова роль человека в рыночной и централизованной командной экономике?
Прав ли Дж. Гэлбрейт: «Наилучшая экономическая система – это та, которая максимально обеспечивает людей в том, в чем они больше всего нуждаются» («Экономическая теория и цели общества»)?
Сформулируйте и объясните, докажите закон возвышения потребностей?
Критически проанализируйте следующее утверждение: «Не правильно, что потребности насытить невозможно. Я получаю все то количество кофе, которое я хочу выпить каждое утро за завтраком».
Как понимать безграничность потребностей индивида и общества?
Каковы причины постоянного повышения человеческих потребностей?
Какова позитивная сторона в факте постоянно растущих потребностей? Имеется ли негативный аспект в данном процессе? Существует ли объективный предел для роста потребностей человеческого общества?
В чем единство и различие производства, распределения, обмена и потребления?
Какое значение в экономике имеет процесс воспроизводства? Чем отличается расширенное воспроизводство от простого?
Перечислите виды экономических ресурсов. Дайте им характеристику.
Выберите правильный вариант ответа. Одним из свойств факторов производства как групп ресурсов является: а) их полная взаимозаменяемость; б) неопределенность их как экономической категории; в) количественная неограниченность; г) их взаимозаменяемость в некоторых пределах.
Труд, капитал, земля, предпринимательские способности – основные составляющие классификации экономических ресурсов. Можно ли к экономическим ресурсам отнести деньги и время? Обоснуйте ответ.
Раскройте общие и отличительные черты для таких ресурсов, как: а) управленческие и предпринимательские способности; б) информация и знания.
Что такое финансовый (денежный) и реальный секторы экономики? Чем они различаются?
Докажите примерами тезис «ограниченность ресурсов».
Почему спрос на землю растет постоянно на протяжении всего периода существования человеческого общества?
В чем состоит различие понятий земельной ренты в сельском хозяйстве и квазиренты, получаемой какой-либо фирмой в промышленности?
Какие факторы влияют на цену земельного участка?
Почему знания считаются экономическим ресурсом?
Какими характеристиками должна обладать отрасль, чтобы ее отнесли к наукоемкой?
Что относится к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации?
Перечислите основные понятия, используемые в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Назовите сферу действия и цель Федерального закона «О персональных данных».
Какие показатели экономической эффективности вам известны? Как они рассчитываются в здравоохранении?
Какие факторы влияют на производительность труда в учреждениях здравоохранения?
Объясните, что показывают точки на кривой производственных возможностей, вне кривой?
Как экономическая наука объясняет проблему выбора?
Что такое «вмененные» («альтернативные») издержки?
Как связаны нынешние производственные альтернативы с будущим ростом производства?
Что означает эффективное и полное использование ресурсов?
Может ли общество преодолеть ограниченность ресурсов и выйти за границу своих производственных возможностей?
Подготовить выступление с докладом.