Методические указания по изучению модуля 2
При изучении модуля следует уделить внимание следующим основным вопросам:
Основные вопросы темы 2
Рынок: сущность, функции, структура и виды, преимущества и недостатки. Субъекты и объекты рыночного хозяйства. Инфраструктура рынка.
Благо, товар, услуга: понятия, виды, характеристика. Полезность, ценность (стоимость), цена товара, услуги. Закон убывающей предельной потребности. Медицинская услуга, социальная услуга: понятие, особенности, виды.
Сущность, характеристика и функции денег. Денежная система, ее элементы. Денежная масса, денежные агрегаты.
Основные вопросы темы 3
Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Величина спроса. Детерминанты спроса – неценовые факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса.
Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Величина предложения. Детерминанты предложения – неценовые факторы, влияющие на предложение. Эластичность предложения.
Ценообразование. Законы рыночного ценообразования. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Условия равновесия. Государственное регулирование цен.
Анализ потребительского поведения. Потребительские предпочтения. Рациональный потребитель. Второй закон Госсена для двух и более товаров.
Конкуренция: сущность, функции, условия и виды. Наиболее важные аспекты рыночной конкурентной среды, конкурентных преимуществ. Защита конкурентной среды.
Монополия и ее виды. Монополия и эффективность. Основные направления антимонопольного регулирования в России.
Основные вопросы темы 4
Собственность как экономическая категория и основа экономической системы. Субъекты и объекты собственности. Отношения и права собственности. Виды и формы собственности, их характеристика.
Приватизация: сущность, концепция, принципы, пути и формы.
Предпринимательство, предприниматель: понятия и роль в экономическом развитии. Факторы, сдерживающие развитие предпринимательства Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы предприятий в России. Автономные учреждения. Бизнес-план: принципы составления, основные разделы содержания.
Сущность и формы капитала. Основной капитал (производственные фонды): структура, анализ, амортизация. Оборотный капитал.
Издержки производства: понятие, виды, структура. Себестоимость. Калькуляция затрат. Закон убывающей отдачи (возрастающих предельных затрат). Эффект масштаба. Производственная функция. Теория предельной производительности.
Прибыль, ее виды. Количественное определение прибыли. Рентабельность производства.
Инвестиции: сущность, структура и источники. Социальная значимость инвестиций. Инвестиции в человеческий капитал.
При изучении модуля следует выяснить содержание следующих основных понятий и категорий:
Основные понятия и категории темы 2
Разделение труда; специализация трудовых функций; кооперация труда и производства; рынок; рыночный механизм; элементы рыночного механизма; субъекты рынка: домохозяйства; фирма; государство; объекты рынка; хозяйствующий субъект; функции рынка; структура рынка (виды рынка); товарный рынок; рынок услуг; рынок продавца; рынок покупателя; инфраструктура рынка; преимущества (позитивные стороны) рынка; негативные стороны (провалы) рынка; юридическое лицо; физическое лицо; коммерческие и некоммерческие юридические лица.
Благо (материальное, нематериальное, духовное, экономическое, неэкономическое, частное, общественное;); товар; услуга; медицинская услуга; социальная услуга; потребительная стоимость; стоимость (меновая стоимость); особенности потребительной стоимости услуги; цена; предельная полезность; закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена); рациональное поведение; альтернативная стоимость; жизненный цикл товара; товарный ассортимент.
Деньги; функции денег; мера стоимости; масштаб цен; средство обращения; средство образования сокровищ, накоплений и сбережений; средство платежа; национальная денежная единица; наличные и безналичные деньги; валюта; резервные валюты; ликвидность денег; денежная система; элементы денежной системы; количество денег в обращении; денежная масса; денежные агрегаты; эмиссия денег; денежный мультипликатор; спрос на деньги; денежное предложение.
Основные понятия и категории темы 3
Спрос; индивидуальный спрос; рыночный спрос; закон спроса; кривая спроса; неценовые факторы спроса; величина спроса; цена спроса; эффект дохода; эффект замещения; товары Гиффена; эффект присоединения к большинству; эффект сноба; эффект Веблена; качественные товары (товары высшей категории, нормальные товары); товары низшей категории; товары-комплименты (дополняющие товары); товары субституты (товары-заменители); эффект дохода; эффект замещения; функциональный спрос; нефункциональный спрос.
Предложение; закон предложения; кривая предложения; величина предложения; индивидуальное предложение; рыночное предложение; неценовые факторы предложения.
Рыночное равновесие; цена равновесия; мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие; потребительское равновесие; ценообразование; виды цен; потребительские цены; цены на продукцию производственного или производственно-технического назначения; закупочные цены на продукцию сельского хозяйства; функции цены.
Эластичность; коэффициент эластичности; абсолютная неэластичность; абсолютная эластичность; единичная эластичность; эластичность (неэластичность) спроса по цене; эластичность (неэластичность) спроса по доходу; перекрестная эластичность спроса; эластичность (неэластичность) предложения; коэффициент эластичности предложения; перекрестная эластичность предложения.
Потребительское поведение; принцип рациональности поведения потребителя; рациональный потребитель; детерминанты выбора потребителя; потребительские предпочтения; правило максимизации полезности, или равновесное положение потребителя; предельная полезность; критерий правильности потребительского выбора; дополнительная выгода потребителя (потребительский излишек); основное условие потребительского оптимума; второй закон Госсена для двух и более товаров; бюджетное ограничение потребителя.
Конкуренция; функции конкуренции; типы конкурентного поведения; внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция; совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция; барьеры искусственные (институциональные); барьеры естественные); ценовая и неценовая конкуренция; добросовестная и недобросовестная конкуренция; рынок совершенной конкуренции; совершенно конкурентная фирма; экономическая неопределенность; риски.
Монополия; монопсония; олигополия; олигопсония; чистая монополия; естественные монополии; сырьевые монополии; локальные монополии; ценовая дискриминация; монополистическая конкуренция; основные модели олигопольного рынка; кооперированная олигополия; некооперированная олигополия; модель Курно; олигополия, основанная на тайном сговоре; олигополия, не основанная на тайном сговоре (дилемма заключенного); молчаливый сговор (лидерство в ценах); картель; национальные картели; международные картели; факторы, благоприятствующие образованию картелей; ценовое лидерство; лидерство доминирующей фирмы; лидерство барометрической фирмы; монополистическая конкуренция; дифференциация продукции (товара).
Демонополизация экономики; антимонопольная политика; антимонопольный орган; государственная или муниципальная помощь; доминирующее положение; признаки ограничения конкуренции; дискриминационные условия; монополистическая деятельность; систематическое осуществление монополистической деятельности; монопольно высокая цена товара; монопольно низкая цена товара; необоснованно высокая цена финансовой услуги; необоснованно низкая цена финансовой услуги; конкурентная цена финансовой услуги; недобросовестная конкуренция; координация экономической деятельности; соглашение; «вертикальное» соглашение.
Основные понятия и категории темы 4
Собственность; субъекты собственности; объекты собственности; пучок прав собственности; частная собственность; государственная собственность; региональная собственность; коммунальная (муниципальная) собственность; коллективная собственность; приватизация; формы приватизации.
Предпринимательство; предприниматель; предпринимательский процесс; бизнес; фирма (предприятие, учреждение, организация); организационно-правовые формы предприятий; автономные учреждения; показатели эффективности предприятия; рентабельность капитала (активов) фирмы; оборачиваемость капитала (активов) фирмы; рентабельность производства; бизнес-план; резюме бизнес-плана.
Капитал; основной капитал (основные фонды); производственные мощности; амортизация основного капитала; ускоренная амортизация; материальный (физический) износ основного капитала; моральный износ основного капитала; оборотный капитал.
Издержки производства; частные и общественные издержки; внешние эффекты; положительные внешние эффекты; отрицательные внешние эффекты; экономические (альтернативные) издержки; явные (внешние, бухгалтерские) издержки; неявные (вмененные, имплицитные) издержки; возвратные и невозвратные издержки; прямые и косвенные издержки; постоянные факторы производства; переменные факторы производства; постоянные и переменные издержки; предельные издержки; средние издержки; средние постоянные издержки; средние переменные издержки; средние совокупные издержки; совокупные издержки; предельные издержки; себестоимость; калькуляция затрат.
Прибыль; бухгалтерская прибыль; экономическая прибыль; нормальная прибыль; валовой доход; средний доход; средняя прибыль; чистая прибыль; монопольная прибыль; предельный доход; закон убывающей отдачи ресурсов; производственная функция; норма прибыли (уровень рентабельности); принцип рациональности; краткосрочный период; долговременный период; закон убывающей отдачи ресурсов (возрастающих предельных затрат); эффект масштаба; положительный и отрицательный эффект масштаба; производственная функция; теория предельной производительности.
Инвестиции; инвестиционная деятельность (инвестирование); инвестор; капиталовложения; инвестиции в человеческий капитал; дисконтирование.
После прохождения теоретического материала рекомендуется ответить на вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля студентов.