Задания и вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля студентов по теме 2
1. Изучить материал темы в учебниках.
1) Экономика. Для студентов неэкономических специальностей [Электронный ресурс] / Е.Г. Ефимова. – М.: ФЛИНТА, 2018. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785893495928.html
2) Булатов А.С. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – 4-е изд. – М.: Экономистъ, 2008. – 831 с.
3) Бережной В.И. Экономика: учебник и практикум [Электронный ресурс] / В.И. Бережной, Т.Г. Марцева, О.В. Бережная и др. – М.: Дашков и К, 2022. –https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394047213.html
2. Изучить материал темы в нормативно-правовых документах:
ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения.
ГОСТ Р 50646–94: Услуги населению. Термины и определения.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 17, 18, 48, 50.
Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации: ФЗ от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ. Ст. 3
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. Ст. 2, 32, 33, 34, 35, 36.
3. Изучить материал темы по лекционному материалу, схемам, таблицам.
4. Выучить определения основных понятий и категорий по теме.
5. Самостоятельно ответить на вопросы и выполнить следующие задания:
Что объединяет и в чем особенности таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное хозяйство?
В чем выражается взаимосвязь общественного разделения труда, специализации и кооперации производства?
Как связана проблема ограниченности ресурсов с возникновением и эволюцией рыночной системы хозяйствования?
Кто автор, и в какой работе содержится идея принципа «невидимой руки», направляющей экономические интересы участников процесса обмена товаров?
Актуален ли принцип «невидимой руки» для рыночной организации таких стран, как США, Япония, Германия, Россия?
Назовите и объясните функции, которые выполняет рынок? Поясните, как они взаимосвязаны.
Выполнением какой из перечисленных функций обеспечивается побуждение производителей создавать необходимые обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль: а) регулирующей; б) информационной; в) стимулирующей; г) ценообразующей?
Выделить преимущества рыночной системы.
Раскройте недостатки рыночной системы.
В чем плюсы и минусы социальной дифференциации, формируемые рыночной системой?
Можно ли сказать, что недостатки рыночной системы – своего рода «плата» за те достижения, которые рынок обеспечивает?
Какие критерии могут быть положены в основу классификации рынков?
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическими лицами являются как коммерческие, так и некоммерческие организации. Чем они отличаются и что их объединяет?
В чем единство и отличия понятий «благо», «товар», «услуга»?
Какое из нижеперечисленных определений товара принадлежит марксистскому экономическому учению, и какое – неоклассической теории:
а) «Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли – продажи»;
б) «Товар – экономическое благо, то есть имеющееся в ограниченном количестве, предназначенное для обмена и на которое предъявлен платежеспособный спрос».
В чем суть концепции жизненного цикла товара?
Раскройте особенности потребительной стоимости услуги?
Сравните определения понятий «услуга», «социальная услуга», «медицинская услуга».
Перечислите виды социальных услуг, выделяемые в ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения.
Перечислите основные виды медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Какие виды медицинской помощи оказываются бесплатно, а какие платно?
Раскройте сущность понятия «цена товара (услуги)».
Объясните различие между предельной и совокупной полезностью. Приведите примеры
Сформулируйте закон убывающей предельной полезности и объясните механизм его действия.
Раскройте основные функции денег, приведите примеры.
Что такое денежная система? Охарактеризуйте ее важнейшие элементы.
Что такое денежная масса и как она определяется?
6. Подготовить выступление с докладом.