Задания и вопросы для для самостоятельной работы и самоконтроля студентов по теме 3
Изучить материал темы в учебниках:
1) Экономика. Для студентов неэкономических специальностей [Электронный ресурс] / Е.Г. Ефимова. – М.: ФЛИНТА, 2018. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785893495928.html
2) Булатов А.С. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – 4-е изд. – М.: Экономистъ, 2008. – 831 с.
3) Бережной В.И. Экономика: учебник и практикум [Электронный ресурс] / В.И. Бережной, Т.Г. Марцева, О.В. Бережная и др. – М.: Дашков и К, 2022. –https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394047213.html
2. Изучить материал темы в нормативно-правовых документах:
О защите конкуренции: ФЗ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ. Ст. 1-7.
Положение о Федеральной антимонопольной службе: утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 331.
Изучить материал темы по лекционному материалу, схемам, таблицам.
Выучить определения основных понятий и категорий по теме.
Самостоятельно ответить на вопросы и выполнить следующие задания:
Раскройте сущность, действие и ограничения закона спроса?
Покажите графически зависимость между ценой товара и величиной спроса?
Какие факторы и как влияют на изменение спроса? Покажите это на графике.
Назовите неценовые факторы спроса.
Какие товары называют нормальными, а какие – товарами низшего качества? Приведите примеры.
Что это за товары, для которых рост цен одного приводит к росту спроса на другой? Приведите примеры.
Как проявляется эффект Гиффена?
В чем проявляется сущность эффекта Веблена?
В чем заключается сущность закона предложения?
Что показывает кривая предложения?
Какие факторы и как влияют на изменение предложения? Покажите это на графике.
Назовите неценовые факторы предложения. Можно ли к ним отнести цены на используемые ресурсы? Ответ аргументируйте.
В чем состоит практическая значимость эластичности спроса и эластичности предложения? Объясните это с помощью категории «торговая выручка».
Что показывает эластичность спроса по цене?
Спрос, какой группы потребителей, проявляет более высокую степень эластичности: высокооплачиваемой или низкооплачиваемой? Ответу дайте объяснение.
Какой эффект вызовет налогообложение продаж, если спрос на товар неэластичен? А если спрос эластичен или имеет единичную эластичность?
Перечислите факторы неценовой эластичности предложения.
Что называют рыночной равновесной ценой?
В каком случае на рынке будет наблюдаться дефицит товаров? Вследствие чего могут возникать ситуации избытка товаров на рынке?
Как избыток предложения и дефицит предложения воздействуют на свободные цены?
Перечислите виды цен. Объясните, чем они отличаются друг от друга.
Покажите значение ценообразования в хозяйственной деятельности?
Объясните все отрицательные эффекты, которые возникают вследствие принудительного установления высоких и низких товарных цен.
Что представляет собой поведение потребителя на рынке? Назовите основные предпосылки теории потребительского поведения? Что означает суверенитет потребителя?
Используя график и кривую спроса, объясните, почему ее называют «функцией покупателя». Что означает обратная зависимость между ценой единицы товара и количеством его покупок?
Что такое выгода потребителя? При каких условиях потребитель максимизирует полезность приобретаемых благ?
Назовите закономерности процесса последовательного потребления индивидом одинаковых единиц какого-либо блага?
Какие достоинства и недостатки теории предельной полезности Вы можете назвать? Существуют ли границы применения этой теории, какие?
Объясните правило максимизации полезности приобретаемых материальных благ при ограниченном бюджете потребителя?
Объясните, в чем состоит эффект замещения и эффект дохода с точки зрения теории предельной полезности.
Что такое потребительский излишек и как он возникает?
Как в теории потребительского поведения учитывается временной аспект?
Существуют ли совершенная и несовершенная конкуренция в смешанной экономике?
Какой из перечисленных рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции: а) автомобилей; б) пшеницы; в) стали; г) услуг парикмахерских?
Что общего и каковы различия между монополистической конкуренцией и олигополией; олигополией и монополией?
Существует ли монополия, полностью свободная от конкуренции?
При каких условиях монополия будет заниматься ценовой дискриминацией?
Занимаются ли учреждения здравоохранения ценовой дискриминацией, открывая наряду с «бесплатными» услугами платные? В чем Вы видите преимущества и недостатки такой практики?
Отчего в большей степени выигрывают покупатели (клиенты, пациенты) – от монополии или от конкуренции? Почему? Обоснуйте ответ.
Что представляет собой чистая монополия и чем она отличается от монопсонии?
Назовите характерные черты монополии.
Перечислите виды монополии.
Назовите основные черты монополистической конкуренции.
Выберите правильный вариант ответа. На рынке монополистической конкуренции, в отличие от олигополии, фирмы: а) обладают большей рыночной властью; б) обладают небольшой рыночной долей; в) выпускают однородную продукцию; г) могут вступить в тайный сговор.
Перечислите основные черты олигополии.
Какие основные модели олигополии вы знаете? Раскройте их суть.
Что такое «естественная монополия»? Почему некоторые виды монополий разрешаются государством?
Перечислите основные направления и инструменты антимонопольного регулирования.
Назовите предмет и цели Федерального закона «О защите конкуренции».
Перечислите основные понятия, используемые в Федеральном законе «О защите конкуренции». Раскройте их суть.
Назовите полномочия Федеральная антимонопольная служба, установленные в Положении о Федеральной антимонопольной службе.
6. Подготовить выступление с докладом.