Задания и вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля студентов по теме 9
1. Изучить материал темы в учебниках:
1) Экономика. Для студентов неэкономических специальностей [Электронный ресурс] / Е.Г. Ефимова. – М.: ФЛИНТА, 2018. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785893495928.html
2) Булатов А.С. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – 4-е изд. – М.: Экономистъ, 2008. – 831 с.
3) Бережной В.И. Экономика: учебник и практикум [Электронный ресурс] / В.И. Бережной, Т.Г. Марцева, О.В. Бережная и др. – М.: Дашков и К, 2022. –https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394047213.html
2. Изучить материал темы в нормативно-правовых документах:
О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: ФЗ от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ. Ст. 1-2, 4-6.
О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: ФЗ от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ. Ст. 1.
О прожиточном минимуме в Российской Федерации: ФЗ от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ. Ст. 2-4.
Изучить материал темы по лекционному материалу, схемам, таблицам.
Выучить определения основных понятий и категорий по теме.
Самостоятельно ответить на вопросы и выполнить следующие задания:
Как вы можете объяснить двойственную природу рынка: он не допускает равенства, и в то же время ему чуждо излишнее неравенство?
Раскройте основные направления социальной политики в России, в Республике Татарстан.
В чем состоит противоречие социальной справедливости и экономической эффективности?
До каких разумных границ допустимо социальное неравенство?
Возможно ли полное социальное равенство? Рационально ли оно? Аргументируйте свой ответ.
В чем проявляются психологические особенности в решении социальных проблем?
Назовите цели благотворительной деятельности, основываясь на Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Назовите виды доходов и их источники.
Каковы различия между номинальным, реальным и располагаемым доходом?
Назовите факторы производства и виды доходов, которые они создают.
Раскройте причины дифференциации доходов.
Считаете ли вы социально справедливым принцип распределения доходов в обществе, основывающийся не теории предельных продуктов? А принцип уравнительного распределения? Известны ли вам другие принципы распределения?
Приведите примеры аргументов в пользу равенства и неравенства в доходах.
С помощью какой графической модели можно наглядно проиллюстрировать степень неравенства в распределении доходов?
Какие используются показатели измерения дифференциации доходов? Что ни показывают?
Выберите правильный вариант ответа. Замена прогрессивной шкалы на пропорциональную приведет к: а) уменьшению коэффициенту Джини и децильного коэффициента; б) уменьшению децильного коэффициента и отдалению кривой Лоренца от биссектрисы; в) увеличению квартильного коэффициента и приближению кривой Лоренца к биссектрисе; г) увеличению коэффициента Джини и отдалению кривой Лоренца от биссектрисы.
«Абсолютное равенство не стимулирует трудовые усилия членов общества. Поэтому чем выше коэффициент Джини, тем сильнее побудительные мотивы к труду». Согласны ли вы с этим утверждением?
Назовите основные и дополнительные источники доходов работников здравоохранения.
Охарактеризуйте основные направления государственной политики доходов.
Как определить уровень бедности? Под влиянием каких факторов он меняется?
Опишите основные точки зрения на явление бедности. В чем заключается закон Энгеля?
Что такое прожиточный минимум? Каково его назначение согласно Федеральному закону «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»?
Что такое потребительская корзина? Каково ее содержание согласно Федеральному закону «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»?
Чем отличается социальный прожиточный минимум от физиологического минимума?
Что такое трансфертные платежи? Получаете ли вы их, кто-либо из членов вашей семьи?
Тождественны ли понятия «семья» и «домашнее хозяйство»?
Назовите позитивные и негативные стороны рутины в функционировании домашних хозяйств.
Разграничьте понятия «уровень жизни» и «качество жизни».
6. Подготовить выступление с докладом.