Практическое занятие №3. Анализ раствора кислоты хлороводородной. Анализ раствора натрия хлорида.
Цели занятия:
Учебные:
· Освоить общие и профессиональные компетенции;
· Добиться формирования знаний и способности применять знания в решении новых профессиональных задач;
· Закрепить изучаемый материал;
· Проверить понимание материала обучающимися.
Развивающие:
· Развивать логическое и самостоятельное мышление;
· Развивать способность запоминания – смысловая группировка материала, выделение опорных пунктов;
· Развивать инициативность, уверенности в своих силах, настойчивость, умение преодолевать трудности для достижения цели.
Воспитательные:
· Воспитывать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность;
· Воспитывать чувство ответственности и самостоятельности;
· Воспитание познавательных интересов;
· Прививать любовь к будущей профессии.
Межпредметные связи:
· МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм;
· ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;
· МДК.01.04. Лекарствоведение с основами фармакологии.
Время занятия: 180 минут.
Место проведения занятия: лаборатория «Контроль качества лекарственных средств».
Оснащенность:
– методическая разработка для преподавателя;
– методическая разработка для обучающихся;
– Государственная Фармакопея XV издания;
– Приказ Минздрава России от 22.05.2023 № 249н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»;
– Приказ Минздрава России от 26.10.2015 № 751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»;
– справочная литература;
– лекарственные средства;
– фонд оценочных средств.
Перечень общих и профессиональных компетенций, которыми должен овладеть обучающийся:
| ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | 
| ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | 
| ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | 
| ОК 04. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | 
| ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | 
| ОК 07. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | 
| ОК 09. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | 
| ВД 2 | Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций | 
| ПК 2.1. | Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям медицинских организаций | 
| ПК 2.2. | Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации | 
| ПК 2.3. | Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств | 
| ПК 2.4. | Оформлять документы первичного учета по изготовлению лекарственных препаратов | 
| ПК 2.5. | Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, порядок действия при чрезвычайных ситуациях | 
Знать:
– физико-химические свойства лекарственных средств (ЛС);
– методы анализа ЛС;
– нормативно-правовую базу по внутриаптечному контролю;
– виды внутриаптечного контроля;
‒ виды экспресс-анализа, применяемого во внутриаптечном контроле.
Уметь:
– проводить обязательные виды внутриаптечного контроля ЛС;
– владеть методами экспресс-анализа при контроле качества ЛС;
‒ регистрировать результаты контроля;
‒ пользоваться нормативной документацией.
После выполнения заданий обучающиеся должны:
иметь практический опыт:
– проводить внутриаптечный контроль ЛС по методикам нормативной документации (НД) химическими методами анализа.
Задания для самостоятельной работы
ЗАДАНИЕ № 1. Провести внутриаптечный контроль изотонического раствора натрия хлорида.
Rp.: Sol. Natrii chloridi 0,9 % - 200ml
Sterilizetur!
D. S.: Внутривенно капельно.
Определить и провести обязательные виды ВАК для данной лекарственной формы.
Результаты контроля занести в соответствующий журнал, сделать заключение.
Методика анализа.
Качественный анализ:
а) определение иона натрия.
К 1 мл раствора прибавляют 0,5 мл раствора гидроксистибиата калия. При охлаждении выпадает белый осадок.
б) определение хлорид-иона.
К 1-2 каплям раствора приливают по капле азотной кислоты и раствора серебра нитрата, выпадает белый творожистый осадок, растворимый в растворе аммиака и вновь выпадающий при добавлении азотной кислоты.
Количественное определение:
Аргентометрия, метод Мора.
К 0,5 мл раствора добавляют 1-2 капли раствора калия хромата и титруют 0,1н раствором серебра нитрата до желто-розового окрашивания осадка.
ЗАДАНИЕ № 2. По указанию преподавателя провести внутриаптечный контроль одного из растворов кислоты хлороводородной:
– раствор кислоты хлористоводородной 10 % (1:10), концентрированный раствор;
– раствор кислоты хлористоводородной 0,5 %, 1 %, 2 % – 150 мл, для внутреннего применения.
Определить и провести обязательные виды ВАК для данной лекарственной формы.
Результаты контроля занести в соответствующий журнал, сделать заключение.
Методики анализа.
Качественный анализ:
а) к 2-3 каплям раствора прибавляют по 1-2 капли азотной кислоты и серебра нитрата, выпадает белый творожистый осадок, растворимый в растворе аммиака.
б) к 0,5 мл раствора прибавляют 1 каплю раствора метилового оранжевого, появляется розовое окрашивание.
Количественный анализ:
Кислотно-основное титрование, метод алкалиметрия.
а) раствор кислоты хлороводородной 10 %.
К 5 мл раствора прибавляют 1 каплю раствора метилового оранжевого и титруют 0,1н раствором гидроксида натрия до желтого окрашивания. Чтобы при расчете получить условное содержание хлороводорода равное 10 %, необходимо использовать условный титр (0,04392), который рассчитывают следующим образом:
8,3 г хлороводорода содержится в 100 мл 8,3% кислоты хлороводородной
0,003646 г хлороводорода (фактический титр) содержится в х мл 8,3% кислоты (НСl)

а) растворов кислоты хлороводородной 0,5 %, 1 %, 2 % – 150 мл.
К 5 мл 0,5 % и 1 % или 2 мл 2 % раствора прибавляют 1 каплю раствора метилового оранжевого и титруют 0,1н раствором гидроксида натрия до желтого окрашивания.
Содержание соляной кислоты рассчитывают по формуле:

Домашнее задание:
Повторить тему «Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VII группы периодической системы Д.И. Менделеева. Анализ раствора калия иодида. Анализ концентрированного раствора натрия бромида (калия бромида)».
Литература:
1. Плетенева, Т.В. Контроль качества лекарственных средств: учебник/ Т.В. Плетенёва, Е.В. Успенская; под ред. Т.В. Плетенёвой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 544 с.
2. Приказ Минздрава России от 22.05.2023 № 249н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».
3. Приказ Минздрава России от 26.10.2015 № 751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».
4. Государственная Фармакопея XV издания.
