Содержание занятия № 2

Цель занятия: изучить понятия материнства, детства, основные направления государственной  политики Российской Федерации в системе охраны материнства и детства.

Студент должен знать: понятия «материнство», основные характеристики, детство, правовые  аспекты охраны материнства и детства.

        

         Материнство – основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка. Понятие материнства не охватывает только биологический аспект репродуктивной функции женщины. Понятие материнства имеет глубокий смысл ответственности за здоровье и нормальное развитие ребенка, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям.

         Действующее российское законодательство не дает четкого определения женщины, однако Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства» в ст. 2 закрепляет, что термин «женщина» означает любое лицо женского пола, независимо от возраста, национальности, расы или религии, состоящее или не состоящее в браке. Определяющий признак отнесения человека к категории «женщина» – исключительно половой, то есть набор биологически определенных первичных и вторичных половых признаков, полученный человеком от природы при рождении.

         Согласно ст.1 Конвенции о правах ребенка, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше». Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ). 18 лет - возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству – с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым.

         Согласно Семейному кодексу РФ, семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества.

         Материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития; связь, нормальную смену и преемственность поколений; подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека в социальной и частной жизнедеятельности.

         Охрана материнства и детства – система мер государственного, муниципального, общественного и частного характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и женщин, создание оптимальных условий для выполнения женщиной её важнейшей социальной функции – рождение и воспитание здорового ребенка. Это приоритетное направление здравоохранения. Деятельность государственной системы материнства и детства направлена на реализацию комплекса социально-экономических и лечебно-профилактических мер по оптимизации образа жизни в семье, укреплению здоровья женщин и детей, обеспечению условий нормальной жизнедеятельности.

         Выделяют две взаимосвязанные группы материнских функций: видотипичную и конкретно-культурную.

К видотипичным функциям матери относятся следующие:

 1. Обеспечение стимульной среды для пре- и постнатального развития когнитивных и эмоциональных процессов.

2. Обеспечение условий (в форме разделения деятельности с ребёнком) для развития видотипичной структуры деятельности.

 3. Обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся видотипичных потребностей: потребности в эмоциональном взаимодей- ствии со взрослым, в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и её результатов, познавательная потребность и др., а также формирование привязанности.

 4. Обеспечение условий для освоения видотипичных средств отражения в форме формирования потребности в общении, как системообразущих для сферы общения. Обеспечение условий для развития мотивационных механизмов. Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология ухода воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком.

К конкретно-культурным материнским функциям относятся следующие:

1. Обеспечение матерью предметной среды и условий чувственно практической, игровой деятельности и общения, которые способствуют образованию культурных особенностей когнитивной сферы и моторики.

2. Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности.

3. Обеспечение условий для формирования культурных особенностей социально-комфортной среды.

4. Обеспечение условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижения.

5. Обеспечение условий для формирования у ребёнка основных культурных моделей: ценностно-смысловых ориентаций, семьи, материнства и детства и др.

Последнее изменение: Monday, 25 December 2023, 00:17