Topic outline
ФИЛОСОФИЯ
Уважаемые студенты!
Вы приступаете к изучению курса философии. Буквально понятие "философия" означает "любовь к мудрости".
Философия стремится к достижению предельного знания. Это наука, уходящая корнями в далекое прошлое и стремящаяся найти ответы на вопросы, которые встают перед людьми даже в современном мире.
На протяжении своей жизни, безусловно, каждый человек обращается к философии. Некоторые вопросы, рассматриваемые в рамках нашего курса, поэтому, наверное покажутся вам знакомыми.
В течение учебного года вы познакомитесь с наиболее общими категориями, позволяющими описать бытие человека и мира; прочитаете некоторые работы самых выдающихся мыслителей различных эпох; научитесь смотреть на мир немного другими глазами, отставив в сторону обыденные суждения.
Успехов в работе!
Философия, её предмет и значение
- Мировоззрение и личность. Философия как теоретически обоснованное мировоззрение.
- Соотношение философии с наукой и религией.
- Философия как форма познания. Предмет философии. Философия и наука.
- Структура философии. Основные этапы истории философии.
ОНТОЛОГИЯ
Тема 1. Концепции бытия в античной философии.
Занятие 1.
- Онтология как концепция бытия.
- Концепции бытия в ранней греческой философии:
- Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр)
- Пифагорейская школа
- Гераклит
- Элейская школа (Парменид и Зенон)
- атомисты Левкипп и Демокрит
Занятие 2.
- Онтология Платона. Бытие и Становление. Идеи и вещи. Уровни реальности и знания. Аллегория пещеры.
- Онтология Аристотеля. Критика Платона. Учение о сущности. Учение о четырех причинах. Телеология Аристотеля.
Тема 2. Концепции бытия в средневековой философии
- Общая характеристика средневековой философии. Креационизм и теоцентризм. Этапы средневековой философии: патристика и схоластика.
- Проблемы средневековой философии: проблема сущности и существования, проблема универсалий. Номинализм и реализм.
- Особенности понимания мира в философии Возрождения. Антропоцентризм, пантеизм.
Выполните задания, ответы запишите в рабочую тетрадь.
Тема 3. Концепции бытия в философии Нового времени
- Научная революция XVII в. Создание механистической картины мира.Проблема субстанции.
- Дуализм Декарта. Декарт об отличии и взаимосвязи души и тела.
- Пантеизм Б. Спинозы.
- Идеализм Лейбница. Критика Лейбницем механицизма с позиций идеализма. Учение о монадах. Предустановленная гармония.
- Дуализм Локка. Локк о первичных и вторичных качествах.
- Субъективный идеализм Беркли. Отрицание различия между первичными и вторичными качествами. Отрицание материи. Проблема солипсизма.
Тема 4. Концепции бытия в философии XIX века
- Немецкая классическая философия. Объективный идеализм Гегеля. Тождество бытия и мышления. Диалектика. Философская система.
- Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Синтез диалектики и материализма. Критика метафизического способа мышления. Диалектика как теория развития. Законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.
- Иррациональная философия. Учение А. Шопенгауэра о мировой воле. «Воля к власти» - основной принцип философии Ф. Ницше. Концепция творческой эволюции А. Бергсона.
Немецкая классическая философия
Тема 5. Современная материалистическая концепция бытия и ее принципы
Занятие 1.
- Принцип материализма. Понятие материи. Современные дискуссии о материи.
- Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции.
- Уровни организации материи и связь между ними. Физикализм и эмерджентизм.
Занятие 2.
- Принцип детерминизма. Механистический детерминизм. Детерминизм и свобода. Фатализм. Индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Спор о детерминизме в современной науке.
- Принцип системности. Понятие целостности. Целое и часть. Механицизм и холизм. Понятие системы. Типы систем. Самоорганизующиеся системы. Синергетика как новое миропонимание.
- Принцип развития. Понятие развития. Современная наука о глобальной эволюции как самоорганизации материи.
Тема 6. Жизнь и сознание
- Проблема сознания и различные подходы к ее решению (дуализм, бихевиоризм, материализм, функционализм).
- Происхождение сознания. Сознание как высшая форма отражения. Понятие отражения. Развитие форм отражения в природе.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Тема 1. Проблема обоснования знания
- Проблема обоснования знания и фундаментализм.
- Рационализм об источнике достоверного знания.
- Эмпиризм об источнике достоверного знания.
Тема 2. Скептицизм и агностицизм
- Скептицизм Д.Юма.
- Теория познания И. Канта. Агностицизм И. Канта.
Тема 3. Знание и реальность
- Знание и реальность.
- Структура процесса познания
а) чувственное познание и его формы. Соотношение субъективного и объективного в чувственном образе.
б) рациональное познание и его формы. Мышление, язык и действительность.
в) интуиция и ее роль в познании.
Тема 4. Проблема истины
- Классическая концепция истины и ее проблемы.
- Когерентная теория истины.
- Понятие истины с точки зрения прагматизма.
- Конвенциональная концепция истины.
- Марксистская концепция истины.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Тема 1. Структура научного познания и его формы
- Специфика научного познания. Наука и ее структура. Эмпирический и теоретический уровни, их различие.
- Формы эмпирического знания: данные наблюдений, научные факты и эмпирические обобщения. Отличие эмпирического обобщения от теоретического закона.
- Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней знания.
- Научная теория и ее функции. Теоретическая модель объекта.
- Научное объяснение. Дедуктивно-номологическая (подводящая) модель научного объяснения.
- Философские основания науки.
Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. – С. 586-608.
Тема 2. Методология научного познания
1. Понятие метода. Поиск универсального метода познания в истории философии. Классификация методов.
2. Общелогические методы познания (анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и моделирование).
3. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение).
4. Методы теоретического исследования (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы).
5. Критерии демаркации науки и не-науки.
Тема 3. Рост научного знания
- Концепция развития науки К. Поппера.
- Концепция научных революций Т. Куна.
- Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
- Этика науки
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Тема 1. Концепции человека в истории философии
- Понятие природы человека. Родовая сущность и индивидуальность. Особенности познания человека.
- Подходы «извне» и «изнутри».
- Образ человека разумного в античной философии.
- Образ человека духовного в средневековой философии.
- Гуманизм эпохи Возрождения.
- Просветители XVIII века о природе человека.
- Концепция человека К. Маркса.
Следующие вопросы и задания предназначены для студентов Фармацевтического факультета.
1. Понятие природы человека. Родовая сущность и индивидуальность. Особенности познания человека.
2. Образы человека в истории философии.
3. Человек как биологическое и социальное существо. Социологизаторский и биологизаторский подходы.
4. Наследственность и среда. Деятельностный подход о формировании высших психических функций человека. Социобиология о генетической обусловленности социального поведения человека.
5. Происхождение человека. Антропогенез. Естественный отбор и социокультурные факторы становления человека (труд, общение, язык, культура).
Тема 2. Биологическое и социальное в природе человека
- Человек как биологическое и социальное существо. Социологизаторский и биологизаторский подходы.
- Наследственность и среда. Деятельностный подход о формировании высших психических функций человека. Социобиология о генетической обусловленности социального поведения человека.
- Происхождение человека. Антропогенез. Естественный отбор и социокультурные факторы становления человека (труд, общение, язык, культура).
Тема 3. Психоанализ о природе человека
- Теория З.Фрейда. Структура психики. Понятии либидо. Внутренний конфликт как главная проблема душевной жизни человека. Способы решения конфликта. Понятие сублимации.
- Теория К.Г.Юнга. Коллективное бессознательное. Понятие индивидуации.
- Теория А.Адлера. Понятие комплекса неполноценности. Принцип компенсации.
Тема 4. Экзистенциальная концепция человека
- Отрицание универсальной человеческой природы. Человек как собственный проект.
- Личность и свобода.
- Подлинное и неподлинное бытие. Пограничная ситуация.
- Смысл жизни и ценности.
- Категории человеческого существования. Счастье. Любовь. Творчество. Судьба. Смерть.
ЭТИКА
Тема 1. Понятие морали и основные этические теории
- Понятия «этика», «мораль», «нравственность», их происхождение и смысл.
- Проблема обоснования нравственных ценностей в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики).
Тема 2. Основные этические теории и проблема морального выбора
- Этика И. Канта.
- Утилитаризм (И. Бентам, Дж. Ст. Милль).
- Ситуация морального выбора: критерии моральной оценки.
В рамках Модуля 4 вам следует написать эссе. Список рекомендуемых тем, основные требования к тексту и критерии оценивания представлены ниже.
Вы можете выбрать одну из представленных тем либо предложить свою. Не забудьте согласовать предложенную тему с преподавателем!
Пожалуйста, ознакомьтесь с основными требованиями к вашим эссе.
Социальная философия
Тема 4. Глобальные проблемы современности
Цель: освоение студентами глобальных проблем современности.