Задание: Письменно ответить на вопросы

1. Определите, кому из представителей немецкой классической философии принадлежит следующее суждение: "Отбрасывайте постепенно от вашего эмпирического понятия тела все, что есть в нем эмпирического: цвет, твердость или мягкость, вес, непроницаемость; тогда все же останется пространство, которое тело (теперь уже совершенно исчезнувшее) занимало, и которое вы не можете отбросить". Свое мнение обоснуйте.
2. Используя теорию социального развития К. Маркса, продемонстрируйте на конкретных исторических примерах взаимовлияние базиса и надстройки в процессе общественно-исторического развития.
3.Внимательно изучите отрывок из работы Г. Гегеля "Философия истории" и ответьте на следующие вопросы:
"...Исторических людей следует рассматривать по отношению к общим моментам, которые составляют интересы, а таким образом и страсти индивидуумов. Они являются великими людьми именно потому, что они хотели и осуществили великое и притом не воображаемое и мнимое, а справедливое и необходимое. Этот способ рассмотрения исключает так называемое психологическое рассмотрение, которое, всего лучше служа зависти, старается выяснять внутренние мотивы всех поступков и придать им субъективный характер, так что выходит, как будто лица, совершавшие их, делали все под влиянием какой-нибудь мелкой или сильной страсти, под влиянием какого-нибудь сильного желания и что, будучи подвержены этим страстям и желаниям, они не были моральными людьми...
Всемирно-исторической личности не свойственна трезвенность, выражающаяся в желании того или другого: она не принимает многого в расчет, но всецело отдается одной цели... Такая великая личность бывает вынуждена растоптать иной невинный цветок, сокрушить многое на своем пути.
Итак, частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего... Частные интересы вступают в борьбу между собой, и некоторые из них оказываются совершенно несостоятельными. Не всеобщая идея противополагается чему-либо и борется с чем-либо; она не подвергается опасности; она остается недосягаемою и невредимою на заднем плане... "
1. Что Гегель называет "справедливым и необходимым", которое осуществляют великие люди?
2.В этом отрывке Гегель использует понятие "всеобщее". Как это понятие соотносится с саморазвитием, самореализации Абсолютной идеи, которая выступает у него в роли субстанции?
3. Почему по отношению к всемирно-историческим личностям, по мнению Гегеля, нельзя применять психологическое рассмотрение? Как он оценивает их роль в истории?

4. Наша эпоха, согласно Ницше, страдает ослаблением личности - никто не хочет жить, проявляя свою волю и решимость, никто не хочет жить сам так, как учит других. Какую роль, по его мнению, играют в этом процессе мораль христианская и мораль социалистическая?